yaglis (yaglis) wrote,
yaglis
yaglis

мосгаз

Решила, по случаю, ознакомиться с пропущенными кинолентами отечественного производства.

Кто такой Мосгаз, я когда-то узнала из передачи «Следствие вели…».
Специально её никогда не смотрела, когда попадала, не переключала.
Основные какие-то штрихи в памяти сохранились.
Слегка удивлялась действиям на экране. Ну, ладно.
Очевидно, требовалось насытить сюжет дополнительными героями, оживить повествовательную канву.

Сначала сериал понравился.
Вот прям как рассказывали, эпоха передана, интерьеры, кастинг.
Кто убийца, да, становится ясно достаточно быстро.
Сомневалась я только потому что на один эпизод у убийцы точно было подтверждённое алиби.
Потому думала, может кто-то другой, такой кролик из шляпы, оп.
Чуда не случилось, это тот самый персонаж, на которого указывало всё с момента появления его в кадре.
Что с алиби, не знаю, не буду же теперь пересматривать.

мосгаз

мосгаз-1


Сериал начинается бодро, Хрущёвым в Манеже.
Так мы сразу знакомимся с одной из сюжетных пар, художником Стасом Шелестом и его музой Наташей.
Это соответственно первая сюжетная линия, Стас невероятно талантлив, Наташа верит в него, но у них каждый день горит синим пламенем.
Да тут ещё и Хрущёв всё мазнёй обозвал, а Стаса так вообще взял на карандаш.

На встречу с Наташей и Стасом приезжает вторая сюжетная линия, честная дурочка Сонечка, по блату пристроенная дедом на службу в милицию.
Сонечка знакомится с знакомым Стаса и Наташи артистом Владом. И понимает, пришла любовь.
Правда, к Владу уже пришла любовь в виде актрисы Ходченковой, она служит с Владом в одном театре.
Всё это могло бы вырасти в опасный любовный треугольник, но, на счастье, Соня не въезжает, что Ходченкова -- любовница Влада. А Ходченковой некогда тратить время на Соню, она спит с директором труппы, чтобы Влада взяли в зарубежные гастроли.
Иногда она говорит что-то страстное Владу.
Уж и не помню, что именно.

Тут где-то происходит убийство мальчика.
И мы знакомимся со следующей сюжетной линией, следователь Смоляков.
Смоляков держится очень достойно. И как актёр, и как майор.
Потому что жена следователя, юная Климова, уходит от него к своему любовнику.

С середины сериала герои совершенно съезжают с катушек и пускаются в зажигательный пляс, сериал скатывается в опереточный балаган.

Стаса подозревают в убийстве, потому что он нарисвал портрет настоящего убийцы.
То есть конечно ненастоящего, а того, которого хотел подставить.
Наташа беременная, Стас в опале, у них случается сцена, Стас уходит.

Сонечка уничтожает улики, потому что друзья дороже комсомола.
Они ей так и сказали, вот ты дрянь, мы так верили тебе, а ты нас предела.
Сонечка поплакала, пожаловалась Владу вот этим вот своим пищащим голоском.
К концу сериала меня от этого голосочка уже потряхивало.
Заодно поведала о ходе расследования.
Она вообще за каким-то хером рассказывала ему о ходе следствия.
Наверное, в 60-е годы так учили в институтах для следователей, больше нечем объяснить этот феномен.
Влад внимательно слушал и успокаивал, хотя было видно, что ему скучно, и Сонечкин голос бесит.

Смоляков привёл в дом к бывшей тёще мать свидетельницы и ребёнка-свидетеля.
Так тогда осуществлялась защита свидетелей.
В гости сразу же припёрлась Климова, увидела другую женщину, немедленно взбеленилась, устроила сцену, накатала жалобу в профсоюз.
Смолякова немедленно вызывают песочить, но он же настоящий майор, он не может сказать, что изменили ему, это унизит и его самого, и Климову.
Потому он мужественно признаётся в многочисленных любовных связях, в том числе, с матерью-одиночкой, она же -- мать ребёнка-свидетеля.
Мать свидетеля благородно уходит прочь, поскольку не может рушить семью.

Ребёнок-свидетель сразу же встречается с убийцей, убийца крадёт его.
И тут сериал наконец-то скатывается в адище.

Финалы, они вообще самое слабое место любого сериала.
Смысл сложно найти, но легко потерять, как гласит британская мудрость.

Забыла упомянуть про фон.
Поскольку сериал всё же позиционируется детективным, ещё и основанным на реальных событиях, фоном идут какие-то убийства.
Это действительно не оч важно всё, поскольку все старания авторов ушли на клубок порочных связей.
То есть, на раскрытие характеров персонажей, исследование их личностей, мотивов, поведенческих черт, составление профилей, конечно же.

В двух словах, там какой-то общак, кого-то повесили на даче, полезли из щелей всякие уголовники, а Стас -- сын владельца общака, но он помер.

Последние серии представляют собой бенефис убийцы.
Также в кадре появляется ещё один важный персонаж, тряпичная кукла-клоун.
Убийца разговаривает с куклой, вращает глазами, играет модуляцией, шепчет вдруг горячо, потом срывается на крик, хватает куклу, прижимается к ней лбом, губами, покрывает жаркими поцелуями.
Даёт нам Гамлета вовсю.

Плохих накажут, кое-кто из хороших не доживёт до финала.
Будет уже не важно.


Что тут скажешь.
Сам по себе сериал, без слова "Мосгаз" в титрах, он бы может даже и ничего.
Но тогда бы его никто не стал смотреть же.
Так что это чистой воды спекуляция.
От реальной истории Ионесяна
в сериале только кличка, имя следователя Соня и первая жертва.


Вот что говорит сценаристка Зоя Кудря:
"Да, за основу сюжета сериала «МосГаз» взята реальная история, когда в столице стал действовать первый в истории нашего государства серийный маньяк. Ну а дальше всё — выдумка. У меня была жёсткая установка для продюсера сериала Дениса Евстигнеева. Писать восемь серий про какого-то идиота, который размахивает топориком и тащит из дома какие-то тренировочные штаны, не буду. Человек был неадекватен и за 20 копеек убивал людей. Поэтому к реальному маньяку Ионесяну наша история не имеет прямого отношения".

Вообще, это такая фраза.
В которой просто на каждое предложение возникает желание схватить оппонента за рукав и спросить, да чего ты несёшь-то.
Обычно я этого не делаю. Бессмысленно потому что.
Мотаю на ус, делаю выводы.
Так что, у нас сегодня исключение.

Я могу понять желание Кудри не снимать фильм про маньяка.
Потому что это вот такой есть вопрос этики.
Многие психически нездоровые люди с целью прославиться совершают убийства, стоит ли им в этом потакать.
И я могу принять позицию автора, что не стоит.
Но она же делает совершенно странный ход, она романтизирует образ какого-то идиота.
То есть люди, которые не знакомы с реальной историей, не в курсе, как говорит Кудря, идиота, который за колготки убивал детей топором, будут в большинстве уверены, что это никакой не псих и маньяк, а ну слегка экспрессивный артист, который просто хотел найти деньги.
Потом в конце его почему-то тоже показали психом.
Тут я запуталась в причинах и следствиях.
Так здорово, я не буду снимать фильм про бессмысленного убийцу, меня от него тошнит, потому я возьму его кличку и сделаю его красавчиком, балагуром и любителем денег, пусть лучше он таким запомнится народу.
И его вообще можно понять, за границу не отпускали, да и баба у него гулящая.

Потом, когда Кудря сделала из Мосгаза нормального человека, отряхнула, осмыслила, как ей казалось, она решила сделать из Сони дуру.
Вот тут совершенно не поняла ход.
Софья Файнштейн появляется в документальных лентах, интересно рассказывает о деталях следствия.
В частности, как составила фоторобот из вырезок газет.
Мне кажется, это, не знаю даже, так как-то нехорошо что ли, делать из человека, который не последнюю роль сыграл в поимке преступника, дуру, курицу и блатную.
Единственное, Соня водит автомобиль.
Может, сценаристу показалось, этого будет достаточно, чтобы показать, Соня на своём месте.
Потому что мне весь сериал было не совсем понятно, что она делает в милиции, что за причины.

Мосгаз, как серийный убийца, интересен тем, что он первый.
До него в СССР таких случаев не было, на нём учились отрабатывать методики поимки такого преступника.
Именно поэтому Хрущёв взял дело под свой контроль.
Мосгаз был расстрелян почти сразу после поимки.
Особых допросов никаких нет, то есть про причины никто не знает.
Кудре, возможно, проще думать, что не идиоты убивают только если есть общак.
Если же денег нет, то у человека индульгенция, он вне зоны виктимности.
То есть, уходя от темы идиота с колготками, она придала смысл действиям преступника, он искал клад.
Но в сериале нет серийного убийцы и маньяка, его просто больше нет.
И никакой Хрущёв уже не взял бы дело под свой контроль.
Потому что, а с чего?
Серии-то нет.
Бессмысленной серии убийств, про которую шептались по Москве и не открывали дверь газовщикам, её же нет.
Так понимаю, Манеж в первой серии был не зря, а так вот нас подвели к художнику, типа Хрущёв взял дело под контроль из-за личной неприязни к Стасу.
Ну то есть вместо одного идиота с колготками, у нас теперь все идиоты.
Идиот Хрущёв, идиот Соня, идиот Смоляков.
Зато убийца не идиот. Ну кто-то должен.


Когда начала смотреть сериал, по обыкновению, не читала аннотации, описание.
Появилась Кузнецова. Александрова.
Смоляков.
Думаю, Ходченковой не хватает.
Оп-паа, Ходченкова.
Естественно, жду Безрукова.
Его нет и нет.
Да что ж такое-то!
Спокойно, всё в порядке, был Безруков.
В озвучке, но был.

После сериала, поискала информацию про прототип.
В основном, вот что на Википедии, ссылку давала выше.
Также передача из передачи «Следствие вели…».
«Звонят, закройте дверь» — документальный фильм Первого канала, который показали или до, или после сериала.
«Истина где-то рядом. Дело Мосгаза». Удивительная передача, не слышала про неё раньше, с экстрасенсами.

В Вики говорится про «Страх над столицей. Дело „Мосгаз“», его не нашла.
Tags: red баклажан
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments